:: ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА >> ::
Дошкольный возраст — от 1 года до 7 лет; ранний (предшкольный) — от 1 года до 3 лет, дошкольный — от 4 до 7 лет. Между детьми этих двух групп имеются различия, но они в основном носят количественный, а не качественный характер, поэтому можно оценивать весь период дошкольного возраста в целом. В этом возрасте происходит дальнейшее совершенствование всех органов и систем детского организма. Ребенок быстро умственно развивается, он начинает хорошо говорить, получает и усваивает новые представления об окружающем мире, играет в различные игры, требует все большей самостоятельности в своих действиях. Очень важно правильно использовать особенности этого возраста, пластичность детского организма и дать верное направление развитию ребенка: разумно приучить к самостоятельности, привить первые навыки. Работа младшей медицинской сестры в таком отделении отличается той особенностью, что сестра одновременно является и воспитателем. В этом возрастном периоде часто встречаются так называемые детские инфекции, увеличивается частота заболевания туберкулезом. Младший школьный возраст — от 7 до 15 лет, отрочество. В этом возрасте многие органы функционально достигают полного развития. Происходит дальнейшее развитие коры головного мозга. На этот процесс большое влияние оказывают условия окружающей среды, воспитания и обучения ребенка. На своеобразие психофизиологического развития мальчиков и девочек начинают оказывать влияние половые железы. В патологии этого возраста также имеют большое значение острые инфекции. Течение многих заболеваний, особенности клинической картины приближаются к таковым у взрослых. В этот возрастной период чаще, чем у детей младшего возраста, наблюдаются такие страдания, как приобретенные заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыделптельной, нервной систем и т. д. Старший школьный возраст (пубертатный период) — последний период детства. Время начала этого периода различно и зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от пола. У девочек он начинается с 13 лет и заканчивается к 18 годам, у мальчиков — с 15—16 лет и заканчивается к 19—20 годам. В период полового созревания происходит сглаживание и исчезновение морфологических и физиологических особенностей, отличающих ребенка от взрослого. Чаще встречаются функциональные расстройства сердечной деятельности, психоневрозы, юношеская гипертония. Реже отмечаются острые детские инфекции. Большинство заболеваний протекает так же, как у взрослых.


ШПРИЦ (нем . Spritze, от spritzen - брызгать), медицинский инструмент (цилиндр с поршнем и иглой емкостью 0,5-20 мл) для введения (впрыскивания) в организм лекарственных веществ, отсасывания из полостей (плевры, сустава и др.) жидкостей (гной, кровь, выпот) и т. п.
ШЕЛЕР (Sheler) Вернер (р . 1923), немецкий фармаколог, академик (1973) и президент (в 1979-90) АН ГДР, иностранный член АН СССР (1982) и АМН СССР (1982). Труды по общей фармакологии, созданию лекарственных сердечно-сосудистых и противоопухолевых препаратов; по токсикологии, изучению белков крови.
ШУМАКОВ Валерий Иванович (р . 1931), российский хирург, академик Российской АМН (1988), РАН (1994). Герой Социалистического Труда (1990). Труды по проблемам трансплантации органов, протезирования клапанов сердца. Государственная премия СССР (1971).
ШИГА (Сига) Киеси (1871-1957) , японский микробиолог. Внес крупный вклад в изучение дизентерии (возбудители заболевания названы по его имени шигеллами). Фундаментальный труд (совместно с П. Эрлихом) по химиотерапии инфекционных болезней (1904).